Только детские книги читать…
Осип Мандельштам
Он взобрался в сани и сел у её ног, а Колдунья накинула на него полу плаща и хорошенько подоткнула мех со всех сторон.
Не хочешь ли выпить чего-нибудь горяченькогоё спросила она.
Да, пожалуйста, ваше величество, сказал Эдмунд. Зубы у него стучали от страха и холода.
Клайв С.Льюис
В 1910 году московское издательство Скорпион выпустило в свет посмертную книгу Иннокентия Фёдоровича Анненского Кипарисовый ларец , которую открывал Трилистник сумеречный . В свою очередь, этот трилистник начинался со стихотворения Сиреневая мгла :
Наша улица снегами залегла,
По снегам бежит сиреневая мгла.
Мимоходом только глянула в окно,
И я понял, что люблю её давно.
Я молил её, сиреневую мглу:
Погости-побудь со мной в моём углу,
Не мою тоску ты давнюю развей,
Поделись со мной, желанная, своей!
Но лишь издали услышал я в ответ:
Если любишь, так и сам отыщешь след.
Где над омутом синеет тонкий лёд,
Там часочек погощу я, кончив лёт,
А у печки-то никто нас не видал…
Только те мои, кто волен да удал .
Любой ребёнок может без труда указать на основной литературный источник этого стихотворения хрестоматийно известную сказку Г.-Х. Андерсена Снежная королева . Приведём большую цитату из Снежной королевы , выделяя курсивом фрагменты, перекликающиеся с Сиреневой мглой : Вечером он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький, оттаявший наоконном стекле кружочек. За окном порхалиснежинки; одна из них, побольше начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой.Мальчик испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на белую птицу 1. Напомним, что страх, который первоначально охватывает Кая при виде Снежной королевы, впоследствии сменяется безграничным восхищением и любовью: Кай взглянул на неё; она была так прекрасна! Более нежного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не показалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством (с. 302).
Разумеется, Андерсен намеренно упоминает, что в глазах у Снежной королевы не было ни теплоты, ни кротости . Противостояние тепла и холода пронизывает всю сказку датского писателя, начиная с её пролога: Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда (с. 296). И вплоть до её финала: …горячие слёзы упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок (с. 323).
Особенно выразительным противостояние теплоты и холода предстаёт в следующем эпизоде Снежной королевы : …окна зачастую покрывались ледяными узорами. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие (с. 297 298). Эпитет чудесное употреблён здесь очень к месту. Дело в том, что всё тёплое в Снежной королеве имеет самое непосредственное отношение к теме христианского чуда. А всё холодное, напротив, к теме дьявольского соблазна. Кай весь дрожал, хотел прочесть Отче наш , но в уме у него вертелась одна таблица умножения (с. 301); Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самоё сердце его стало куском льда (с. 322). Так изображается состояние главного героя сказки, попавшего под колдовскую власть Снежной королевы. И он же грозит своей будущей повелительнице в начале сказки: Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает! (с. 298).
Строками о тёплой печке завершается стихотворение Анненского Сиреневая мгла . Но Анненский, в отличие от своего предшественника, вовсе не склонен противопоставлять тепло со знаком плюс холоду со знаком минус. Сознательно отказался он и от столь значимой для Снежной королевы христианской символики. Подчиняясь парадоксальным законам, в соответствии с которыми выстроена книга Кипарисовый ларец , поэт готов предпочесть холод теплу (подобно тому как в финальном стихотворении Трилистника сумеречного Свечку внесли тьма предпочтена свету: Не мерещится ль вам иногда, // Когда сумерки ходят по дому, // Тут же возле иная среда, // Где живём мы совсем по-другомуё // С тенью тень там так мягко слилась, // Там бывает такая минута, // Что лучами незримыми глаз // Мы уходим друг в друга как будто ):
Я молил её, сиреневую мглу:
Погости-побудь со мной в моём углу,
Не мою тоску ты давнюю развей,
Поделись со мной, желанная, своей!
У Андерсена сочетание мотивов холода и воды таит в себе потенциальную опасность: Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом (с. 302), речь идёт о Кае, пропавшем из города в один из зимних дней. У Анненского вода подо льдом тоже опасна, но эта опасность таит в себе неизъяснимую привлекательность: Где над омутом синееттонкий лёд, // Там часочек погощу я, кончив лёт . Сравним в Снежной королеве : …они летелинад лесами и озёрами (с. 302). Тонкий, хрупкий, обречённый растаять и вместе с тем такой прекрасный лёд идеально вписывается в перечень хрупких, но прекрасных предметов, во множестве населяющих книгу Кипарисовый ларец (воздушные шарики, бабочки, одуванчики, сирень, облака…).
В декорациях андерсеновской Снежной королевы Анненский разыграл собственную, глубоко оригинальную драму. Иннокентий Анненский уже являл пример того, чем должен быть органический поэт: весь корабль сколочен из чужих досок, но у него своя стать 2.
Примечания
1. Андерсен Г.-Х. Снежная королева / Пер. А.Ганзен // Андерсен Г.-Х.Сказки и истории. Л., 1977. Т. 1. С. 298; далее сказка Андерсена цитируется по этому изданию, с указанием в скобках номера страницы.
2. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 266.
Олег Лексанов 2000